Состояние рынка гостиничных услуг Украины
Особенности рынка
До кризиса рынок
гостиничных услуг в Украине развивался в двух направлениях.
1 – реконструкция
объектов размещения советского периода. Как правило, объекты без определенной
категории, низким уровнем сервиса и комфорта и несоответствием уровня цен
качеству услуг.
2 - строительство новых объектов происходило в
основном в категории 4-5 звезд, стоимость проживания в которых слишком высока
для основной массы туристов.
в Киеве открыли
«Премьер-Паласа», в Одессе — 19-этажную гостиницу «Одесса Кемпински» возле
Морского вокзала на 158 номеров стоимостью 28 млн. долл., в Донецке — «Донбасс
Палас» на 129 номеров стоимостью 24 млн. долл. и фешенебельный
развлекательно-гостиничный комплекс «Виктория» на 38 номеров, в Днепропетровске
«Гранд-отель». В 2005 году завершилась реконструкция гостиницы «Красная» в
Одессе.
Неразвитым остался
наиболее востребованный рынок – отелей 2-3 звезд с оптимальным уровнем качества
обслуживания, рассчитанный на средний класс туристов.
В настоящее время, экономический кризис вызвал
проблемы в обоих секторах. В 2009 г. объем реализованных отелями услуг составил
2 млрд. грн. против. 2,7 млрд. грн. в
2008-м.
Среднегодовой
коэффициент загрузки отелей за время кризиса упал на 18-20%. При этом
минимальное использование гостиниц (9% от всего номерного фонда) было
зафиксировано в Луганской и Николаевской областях, а максимальное (до 70%) в АР
Крым, и то - только за счет летнего сезона. В Киеве этот показатель составил
порядка 55% против 66% в 2008 году.
Гостиничная
индустрия очень важна для экономики страны, так как доход от нее составляет
порядка 60% общего дохода, который приносит туристическая отрасль.
Количество и категории гостиниц
В настоящее время,
по данным Госадминистрации туризма Украины, в нашей стране работают 1300 отелей
различной категории (в Киеве — более 100).
По данным Комитета
по недвижимости Европейской бизнес-ассоциации, сегодня в Украине насчитывается
800 отелей. Из них два пятизвездочных и 24 четырехзвездочных. Все остальные
отели без звезд. т.е. только 3% отвечает международным стандартам.
В целом, в Украине
количество гостиничных мест на 1 тыс. населения составляет 2, в Киеве - 6.
Например, в Москве –
9, в Вене 26 мест на 1 тыс. жителей, а в Париже – 35. Потому спрос в нашей
стране все еще превышает предложение, и в праздничные дни или во время
проведения различных выставок найти свободное место очень трудно.
Уровень цен и доходность
Дисбаланс спроса и
предложения обусловил высокий уровень цен в гостиничном бизнесе. Стоимость
номера в киевской гостинице средней и высокой ценовой категории колеблется от
$160 до $470 в сутки. При этом необходимо учесть, что загрузка гостиниц всех
категорий составляет приблизительно 60%, а в сегменте четыре и пяты звезд порой
достигает 72%.
Такая ситуация обусловила высокий уровень
прибыльности столичных гостиниц. По данным компании Ernst and Young, средний
доход на номер составляет не меньше $168, а это на $10-20 больше, чем в
Берлине, Праге и Будапеште. Рентабельность гостиничного рынка Украины достигает
15%, а сроки возвращения вложенных инвестиций, как правило, не превышают
шести-восьми лет. Благоприятным фактором, который стимулирует международных
гостиничных гуру развивать бизнес в Украине, является стабильный рост
туристического потока. По словам Ольги Архангельской, руководителя отдела
консультаций по недвижимости в СНГ компании Ernst and Young (Россия), приток
иностранных туристов в нашу страну на протяжении последних пяти лет стабильно
увеличивается на 20%. При этом эксперт отмечает, что активно развивается
бизнес-туризм, который за последний год вырос на 10%. Примечательно, что именно
от этого вида туризма сегодня зависит загрузка украинских гостиниц верхней
ценовой категории.
при копировании материала ссылка на источник обязательна solncevorot.at.ua |