Меры поддержки гостиничной отрасли за рубежом В странах, делающих ставку на развитие туризма, обычно принимаются меры законодательного характера, стимулирующие развитие туристической инфраструктуры, в частности гостиниц. При этом государственные органы и финансовые учреждения исходят из того, что инвестиции в туризм создают новые рабочие места, приносят определенный доход, в том числе в твердой валюте. Поэтому в большинстве стран принимаются законодательные решения, способствующие привлечению иностранных и внутренних инвестиций и займов, например путем установления для них налоговых льгот. ♦ помощь в выделении земельных участков под застройку; ♦ помощь в проведении маркетинговых исследований; ♦ возврат капиталовложений по завышенным кредитным ставкам; ♦ отнесение потерь начальной стадии проекта на период получения прибыли от проекта (отсрочка платежей); ♦ развитие государством инфраструктуры для проектов; ♦ налоговые и таможенные льготы при поставках проектного оборудования, не производящегося в стране.
Государственная поддержка инвестиций в гостиничный сектор К иным льготам можно отнести отсутствие налогов на прибыль (Эстония, ОАЭ) и гармонизацию в целом налогообложения (страны Балтии). В некоторых странах туристская инфраструктура пользуется существенными льготами финансового характера: ♦ в Турции гостинично-туристский комплекс на 40 % дотируется государством, что позволяет устанавливать конкурентоспособные цены. Кроме того, принято удобное для туристов свободное хождение иностранной валюты наряду с местной денежной единицей; ♦ в Израиле до 30 % инвестиций в гостиничную сферу возвращается инвестору государством в виде прямых отчислений и налоговых льгот (при условии достижения определенных объемов привлечения туристов); ♦ в Мексике созданы зоны франко (свободные от налогообложения) вокруг курортов Акапулько и Канкун; ♦ в Испании принят план повышения конкурентоспособности испанского турпродукта, где как приоритетное направление выделены реконструкция и модернизация гостиниц в основных курортных зонах, развитие сельского туризма в районах, не имеющих пляжей (Валенсия). Остров Тенериф объявлен зоной франко, что снижает стоимость не только туристских услуг (в том числе гостиниц), но и отражается на стоимости других продуктов, в частности бензина; правительство инвестирует крупные суммы в развитие инфраструктуры острова; ♦ в Марокко принят план развития туризма, предполагающий прямые бюджетные инвестиции (20—40 %) в приоритетные проекты развития (крупные парки развлечений, гостиничные комплексы и т.д.); ♦ в Индонезии остров Бали признан свободной экономической зоной, что снижает цены на туристское предложение. Здесь же практикуются прямые бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры. Как правило, перед потенциальными инвесторами ставится предварительное условие — это инвестирование в проекты, осуществляемые в регионах, признанных развивающимися. Кроме того, выдвигаются требования: использовать в стране доходы и прибыли, получаемые в твердой валюте; привлекать местный персонал; осуществлять его обучение и т.п. Иногда добавляются требования к внешнему виду проектов (гармонирование с местной архитектурой). Если говорить о мерах государственной поддержки капиталовложений в гостиничную отрасль, выражающихся в создании благоприятного инвестиционного климата, то в качестве таковых здесь обычно рассматриваются: ♦информационная и консультационная помощь будущим инвесторам. Для того чтобы правильно оценить перспективы проекта, инвестор должен располагать информацией об основных рыночных показателях в динамике за несколько лет. В гостиничной индуст рии к таким показателям относятся загрузка, доходы за номер, средняя цена за номер и т.д. Эти сведения можно получить только из официальных государственных источников или у специализи рованных консалтинговых компаний; ♦предоставление государственных гарантий — широко распространенный механизм обеспечения кредитов. Под правительственные гарантии построен ряд гостиничных объектов в странах СНГ (например, «Шодлик» в Ташкенте). Подобная форма сотрудничества устраивает иностранных инвесторов и наиболее распространена в деловой практике стран с переходной и развивающейся экономикой; ♦ разработка законодательства, защищающего интересы инвестора, т.е. установление налоговых льгот и гарантий в отношении репатриации прибылей. Далеко не все перечисленные выше меры могут использоваться в Украине, так как в настоящее время политика федеральных властей направлена на сокращение налоговых льгот и отказ в предоставлении каких-либо государственных гарантий инвесторам. В ряде регионов можно было бы привлечь инвестиции в гостиничный сектор и на существующих условиях, но при упрощении процесса выдачи разрешительной документации на строительство и на закрепление земельного участка за заказчиком. На получение всех согласований уходит, как правило, не менее года.
|