Переход к рыночной экономике объективно сопровождается
постепенным созданием конкурентной среды во всех отраслях экономики. Это
обстоятельство, в свою очередь, обусловливает необходимость внесения адекватных
изменений в систему и методы управления фирмами независимо от их размеров и
профиля деятельности.
Гостиничная индустрия сегодня
представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции на рынке гостиничных
услуг. Несмотря на трудное становление рыночных отношений, в Украине за
последние годы открылось немало отелей. Новые предприятия создаются, но через
некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса.
Конкуренция — сильный стимул для улучшения работы гостиницы.
До настоящего времени в
отечественной экономической литературе индустрия гостеприимства не
рассматривалась в качестве одного из эффективных направлений развития
экономики. Гостеприимство привыкли считать как форму проведения досуга, а
отнюдь не как доходную статью бюджета. Важнейшие сферы гостиничного хозяйства
(управление, финансирование, дизайн) являются резервами повышения его конкурентоспособности.
Но проблема совершенствования управления потенциалом гостиничных предприятий
недостаточно изучена и освещена в литературе, до настоящего времени нет
системных научных разработок в этой области. Основными тенденциями в развитии
гостиничного бизнеса являются:
распространение сферы интересов
гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями
других отраслей (например, организация питания, досуга, развлечений,
выставочной деятельности и др.); развитие демократизации гостиничной индустрии,
способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового
потребителя; усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более
четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных
признаков;
глобализация и концентрация
гостиничного бизнеса;
персонификация обслуживания и
полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
широкое внедрение новых средств
коммуникации и информационных технологий в гостиницах, позволяющее проводить глубокую и
системную экономическую диагностику;
внедрение новых технологий в
деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование
сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.
Основными задачами в сфере
гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение
конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умение найти своего
клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление
собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных
услуг.
Проблемы повышения
конкурентоспособности гостиничного бизнеса укрупненно можно подразделить на
следующие:
проведение исследований по
формированию принципов управления гостиничным бизнесом в рыночных условиях;
применение к менеджменту и
разработке управленческих решений основных научных подходов (системного,
маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного и др.);
переработка стандартов ISO серии
9000 по системам качества для их увязки с целым — конкурентоспособностью и
дополнения такими научными подходами, как маркетинговый, функциональный,
воспроизводственный и др.,
охватывающими большинство аспектов управления;
ориентация развития гостиничного
бизнеса преимущественно на инновационный путь развития, и др.
Гостиничный бизнес, являясь одним
из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места
и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире
постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и
модернизации старых.
Глобализация и концентрация
гостиничного бизнеса проявляются в создании крупных корпораций и гостиничных
цепей. Такой подход позволяет гостиничным предприятиям перегруппироваться и
привлечь дополнительные ресурсы для развития своего бизнеса. Гостиничные
предприятия концентрируются через создание союзов или ассоциаций, не нарушающих
их юридическую и хозяйственную самостоятельность, но позволяющих проводить
совместные маркетинговые программы, вести исследовательскую деятельность,
формировать единую систему подготовки и переподготовки кадров.
Мировая практика убедительно
доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче сравнимы
с вложениями в нефтедобычу. Экономический анализ гостиничного сектора
свидетельствует об эффективности инвестиций именно в гостиничные цепи, а не в
отдельные гостиничные хозяйства. В мировой практике существуют два основных
вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных
единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели.
|